Потанинцы из Казанского Медицинского Университета.Раздел УчебаРаздел НаукаРаздел ПроектыРаздел МыслиРаздел Хобби |
|
Стипендиальная программа Владимира Потанина: конкурсный отбор глазами победителя.
День ПервыйВсе начинается не в тот момент, когда Вы узнаете о конкурсе, нет. Готовиться к такому конкурсы надо начинать раньше, а точнее, гораздо раньше, а еще точнее -- за год до конкурса. Ведь именно только в этом случае, когда у Вас в зачетке за последние две сессии стоят только пятерки, только тогда Вы можете принимать участие в конкурсном отборе. Итак, ведь не секрет, что отличник отличнику рознь -- кого то валят, а он сопротивляется, кого-то, со слишком "громкой" фамилией, тянут и ставят "отлично" "за папу", кто-то имеет Большого Брата, который платит за свое незнание ("Больше знаешь -- меньше платишь", студенческая пословица). Раз отличников много (интересно, а есть ли исследование по социологии отличников ? Если кто найдет -- пришлите), надо как-то их поделить. Что делать, если народу много, все претендуют на "место в раю", однако мест то всего 20 (число победителей). Как и в медицине, первый этап -- скрининг. Т.е. надо найти признак, по которому "фальшивые" отличники отличаются от настоящих. Что же это ? Многие почему-то считают, что это интеллект, дай тест на пресловутый IQ и все. Ан нет ! Кроме интеллекта (который, честно говоря, не всегда коррелирует со способностями к учебе) имеет большой значение кругозор, т.е. насколько "широк" человек, а не только "глубок". Итак, в первый день проводился скриниг-тест на кругозор и интеллект, где были вопросы немного на математику, немного на биологию, немного на искусство и т.д. В общем, такой интересный коктейль, который подходит для определения "ширины" студента любого ВУЗа, как естественно-гуманитарного, так и технического. Прошли, как это ни странно, примерно в том же составе, что и пришли, т.е. как была гауссиана "ширины" до, так и осталась после... День Вторый
Проснулись... Прибежали посмотреть на список... Огорчились -- и сегодня занятия пропускать :) -- Потом подумали и обрадовались: а вдруг... Начало
Утро началось с жеребьевки: кому какой номер, а с ним -- и блокнот, ручку и "Инструкцию по эксплуатации". Еще сидя в зале одновременно в нескольких местах появилась такая мысль: давайте не будет бороться, зачем ? Сейчас нас 100, а мест 20 -- так пусть каждый получит всего 1/5 от "рая", но зато каждый. Но это было бы нечестно, ибо за Рай надо бороться, без борьбы ничего нельзя заслужить. Прежде всего объявили, что за каждый конкурс будет даваться определенное количество талантов, универсальной валюты этой мифической райской страны. Хотя организаторы вовсе не говорили того, что количество этих талантов будет решать того, кто победит, и вообще показателем ЧЕГО будет это количество. И правильно, потому как ведь не в деньгах счастье, и, тем более, не в их количестве. Мы реально не знали, какое примерно количество талантов необходимо набрать, чтобы "победить", а с каждым новым конкурсом количество талантов, которые можно заработать, все увеличивалось и увеличивалось, но так как мы этого не знали, каждый рвался в каждом конкурсе завоевать свое, наивно полагая, что главное результат, а не способ его достижения. А зря ! Я совсем забыл написать, что при жеребьевке, которая происходила при входе в зал, мне достался номер 35, а до этого я писал тест под номером 271. Биржа знакомств
Один мой знакомый, также победитель, сказал, что "по большому счету все это было тестом на нашу сволочность". И он прав, ибо любая игра, которая претендует на то, чтобы быть реальной, должна отражать все процессы, которые случаются в реальной жизни, а раз жизнь у нас может быть названа как "закон джунглей", то и игра -- "игра джунглей. Объективно: надо было заключать сделки у маклеров на основании вопросов друг о друге. Выглядело это так: маклер задавал вопросы обоим участникам (какое у вашего партнера любимое животное?), если у обоих вариант совпадал - обоим давали по одному таланту. Если совпадало больше -- то и талантов давали больше, однако если не совпадал хотя бы один, то никто ничего не получается. Таким образом, чтобы что-то получить, надо было, во-первых, суметь сесть к маклеру, а, во-вторых, немного знать своего партнера. В результате стояла такая свора -- кому идти, все друг с другом ругались, пытались пролезть первыми, кто-то садился не со своей парой и отказывался уходить... Индивидуальное первенство.
Идти к цели можно вместе, а вот дойти -- только поодиночке. Поэтому сначала, естественно, был продолжен скрининг: кто есть кто и на что он еще способен. Как оказалось, способен я только на "Интеллектуальную разминку", но зато там я - один из первых. Мелочь, а приятная :) Первая комната — «Интеллектуальная разминка».
Объективно: Каждому входящему дается тест, время выполнения которого не ограничивается (единственно, что параллельно с этим в других комнатах идут другие конкурсы, есть все шансы пропустить их, однако если ты уверен, то можешь сидеть сколько хочешь. Излишне, я думаю, говорить, что такими же были условия во всех индивидуальных конкурсах). Тест состоит из ряда заданий, большая часть которых представляет собой открытые вопросы, а меньшая — закрытые. Вопросы представлены из разнообразных сфер, вот некоторые: v были нарисованы человечки, у которых по определенному правилу были вписаны цифры в руки, ноги и голову: нужно на примере одного человечка дополнить другого v Назвать всех русских лауреатов Нобелевской Премии по Литературе. v Кто изобрел вертолет? v Что производят в Силиконовой Долине? v Каким доменом представлена Россия в Интернете? v Кто авторы экономических программ: Приватизация, 500 дней, Шоковая Терапия? v Когда была принята Конституция РФ (год)? v Как утверждается бюджет РФ? (федеральным законом) v Первая статья Конституции РФ: каждый человек имеет право на _____? v Найти общее слово: & СОБАКА (…) ЦЕНА & ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (…) СНАРЯД & ЗАЛИВ (…) ЧАСТЬ ЛИЦА v Разделить циферблат на 4 части, чтобы сумма в каждой из частей равнялась 15. Комментарий: Скорее всего, это был более продвинутый тест на IQ и кругозор. Видно, по нему и будут определяться наиболее интеллектуальные студенты. Жалко, что я пожалел времени на этот конкурс и не все доделал до конца. Я набрал 22 балла из 25 возможных. Вторая комната — «Справка»
Объективно: Тебе выдают справку в виде двух форм: «Я знаю предъявителя этой справки только с хорошей стороны» и «Предъявитель этой справки — самый обаятельный и привлекательный» и надо собрать как можно больше подписей в свою поддержку. Комментарий: Я считаю, что это был конкурс «на отвлечение» — то есть на умение выбрать то, что для тебя актуально, а что не актуально на сегодняшний день. Это "подписывание" у многих заняло порядочно времени. Второе, что также здесь важно, что, как и реальные депутаты, многие погнались за количеством, а не качеством. У меня было, наверное, меньше всего (всего 21), однако там была настоящая подпись декана и все остальные подпись были от людей, которые действительно знали меня, т.е. не было "мертвых" подписей. Если бы каждому конкурсу давать определенный коэффициент, который определял бы его вклад в победу, то этому бы конкурсу и бирже я бы присвоил отрицательный коэффициент, т.к. чем тут больше, тем хуже. Но это, повторяю еще раз, моё личное мнение. Третья комната — «Демосфен»
Это то, куда я не успел. Объективно: Там предлагалось сделать выступление на 3 минуты по любой из предложенных тем, за каждое выступление давалось от 5 талантов. В принципе, большинство выступлений были неинтересные, ибо каждый старался больше для «галочки», нежели для сидящих здесь товарищей. Однако бывало всякое. У меня бы получилось выступить вполне удачно, если бы я пришел на данный конкурс чуть пораньше. Темы выступления были такие: v Культурный ли я человек? v За что я люблю свой город? v Новогоднее обращение к Россиянам. Комментарий: Там были достаточно интересные выступления, но это была гонка, поэтому, слушая их, думал о своем... Четвертая комната — «» (Сочинение на тему)
Объективно: Необходимо написать на листах бумаги свои мысли на одну из трех предложенных тем: v Предложения Президенту РФ. v Проект Студенческого Мероприятия v Резюме о себе За каждый лист платили от 5 талантов. Я написал на каждую тему по 2 листа (кроме резюме), а потом еще 2 листа второго проекта. Проекта я написал 2: «Альтернативная Потанинской Олимпиада Студентов» и «Обучение студентами студентов». Комментарий: Хоть очень многие и утверждали, что организаторы не читали потом написанные работы и не переоценивали их, но мне почему-то кажется, что они все-таки оценивали и этот конкурс. Некоторые писали полную ерунду ради того, чтобы получить лишние таланты, а некоторые немного думали. Я не был настолько одержим, чтобы совсем уж чушь писать, однако идея "Альтернативной Олимпиады", или, второе название моего проекта "Как же надо было проводить Потанинскую Олимпиаду", хотя и показалась мне интересной, но до конца у меня не выкристаллизовалась за такой короткий промежуток, а потому я не особо "блеснул". Пятая комната — «Башня»
Объективно: Необходимо построить башню из 8 листов бумаги и скотча (который уже кончился к моему приходу), которая простояла бы более 30 секунд. За каждые 10 см. давали 2 таланта. Хороший конкурс, я постарался пройти его быстро, чтобы не тратить много времени. В итоге у меня была башня размером 150 см. Итоговый комментарий по индивидуальному первенствуЕсли дать ослику морковку — он ее съест. Если повесить морковку перед его носом — он побежит. Он думает, что он съест эту морковку и станет счастливым, но ведь смысл не в том… Так давайте проявлять себя для себя, а не для морковки, ведь жизнь не терпит фанатизма. Обед
Командное первенство.
После обеда нас сразу же объявились, что мы поделены на команды согласно нашим номерам. Итак, у меня была команда «Зеленые» (номера с 25 по 50) и нам предстояло пройти несколько конкурсов. Конкурс «Торги»
Чрезвычайно интересный конкурс. Делятся на группы по курсам, получается около 5 человек в группе. Объективно: На каждую группу дают один золотой талант, который группа должна решить, кому отдать внутри себя. Помимо решения необходимо грамотное обоснование, почему талант отдается именно этому участнику. Мы отдали наш талант А*****, т.к. он был не казанский, ему нужны деньги, чтобы ездить в город, у него по результатам индивидуального первенства было меньше всего талантов и он начал научную работу в ВУЗе. На вопрос «Почему же вы решили поддерживать слабых, когда более логичнее было бы поддержать наиболее сильного?» мы ответили, что «мы не хотим, чтобы был кто-то сильный или слабый и хотим обеспечить каждому равные шансы. Потом произошло деление «мальчики-девочки» и там уже талант отдали мне, как описал меня Д****, очень неординарному и одаренному человеку, который знает 5 языков и т.д. и т.п. Потом общий талант отдали Д****, как капитану, а еще один — беременной, что также попала в нашу группу. Комментарий: Я думаю, что здесь учитывалось умение жертвовать своей возможной карьерой ради кого-то другого, близкого. Это очень важное качество человека, это — одно из самых частых и успешных искушений, которые случаются с нами. Еще я думаю, что чем больше коллектив решает, кому отдавать талант, тем более он ценный. Конкурс «Транспортная пробка»
Деление сразу по принципу «на первый, второй и третий рассчитайся!» Объективно: На полу скотчем расчерчено вот такое поле:
команда стоит на поле, 4 человека слева и 4 справа, центральная клетка свободна. Необходимо, что все, кто стоит справа, заняли позиции слева, и наоборот.
Правила перехода: · можно переходить на соседнюю с тобой клетку (шаг вперед), или · обходить стоящего перед тобой на свободную клетку (обход), · назад ходить нельзя. За первое выполнение (по времени) 40 талантов, потом 30 и 20. Довольно интересное задание, однако подобная задача встречается довольно часто, поэтому, возможно, кто-то из участников уже сталкивался с ней… Мы решили ее за 5 минут до конца конкурса, потом постарались помочь команде, где был Д******, однако они уже не успели выполнить все задания конкурса. Нам еще повезло, что в нашей команде было 9 человек, поэтому один мог просто стоять и командовать со стороны процессом, этим как раз и занимался я. Комментарий: Я полагаю, что в этом конкурсе в основном оценивалась возможность командно решать поставленную задачу, ибо те, кто решал ее быстро (а, стало быть, возможно, знал ее решение прежде) не прошли в число победителей. Вместе с тем, довольно интересно получилось, когда "на паровозе" происходит переход на другой уровень... Конкурс «Карьера»
Объективно: Команда произвольно делится на 5 столов, потом один стол, наиболее правый или левый, выбирается как самый высший или низший в карьере. После этого, все объясняется, что во время игры нельзя будет разговаривать, ничего писать. Игра заключается в процессе взяток, т.е. играя в карты по определенным правилам, которые будут розданы после начала игры, необходимо взять как больше карт. Причем победитель поднимается на одну ступень выше в карьере, а проигравший — ниже. Объявляется начало игры и раздаются условия игры, однако хитрость заключается в двух вещах:
Потом началась игра. Всего играется 5 конов (по числу столов). Первый кон я выиграл, все остальные — проиграл. Мне особенно не везло в карты, потому как 2 раза бросали жребий, кто проиграл и я 2 раза из всех карт вытаскивал 6 и 7 — это просто ужас. Комментарий: Вот что они оценивали здесь — я вовсе не понял. Они делали вид, что почти не наблюдают за нашими перемещениями, однако ведущий постоянно стоял и что-то записывал, а рядом с ним сидела девушка из CAF и загадочно улыбалась. Один мой знакомый говорил, что когда он с наглостью вырвал на одном из столе взятку, в конце девушка из CAF подошла к нему и сказала: "вы вели себя некрасиво, однако некрасиво не значит неправильно"... Тут есть над чем подумать... Конкурс «Голливуд»
Самый неудачный для меня конкурс. Объективно: Команды формируются по принципу «родился зимой, летом, осенью или весной». Потом выбирается тема постановки и сказки, по мотивам которой надо будет ее осуществить. Варианты следующие:
После этого дается порядка 15 минут на подготовку и необходимо поставить 5-минутное выступление по данной теме. Основное здесь, наверное, уметь правильно сыграть в жизни. Здесь особенно важно не перебрать ни в одну сторону, т.е. ни ПЕРЕиграть, ни НЕДОиграть. Еще одна из самых основных наших ошибок — чрезмерное следование тексту сказки, надо было отойти от него и что-нибудь придумать. Комментарий: По какому принципу шла оценка в этом конкурсе — я точно не понял. Я знаю, что Р**** и его команде, которая все поставила на английском, ничего не дали, кроме злополучного для них первого места в Голливуде. А нам — дали !!! Заключительный конкурс, итог.И последние станут первыми. Самый интересный этап из всех, здесь необходимо написать дарственную.
Это самый классный конкурс, который можно было придумать, мне он очень понравился. Комментарий: Вот здесь, наконец, все стала именно так честно, как оно и должно быть в жизни, ибо если даже ты все время и был последним, теперь у тебя появился шанс стать первым: ведь если ты все время вел с себя с другими нечестно, активно распихивая локтями других, лишь бы суметь пробраться на пьедестал и смотреть оттуда на весь мир победоносным взором, то другие тебя тогда не поймут и здесь не поддержат. Только за один этот конкурс можно дать организаторам "Золотую Медаль" какой-нибудь Академии Наук. Я никогда прежде не видел такой "высшей" справедливости. Заключительный комментарий.
Я понял весь кайф этой Олимпиады линь тогда, когда она уже завершилась. Ведь САМОЕ главное, это то, что были собраны 100 очень сходных по духу людей, многие из которых ранее и слыхать друг о друге не слыхивали. И весь кайф, максимальное чувство собственного удовлетворения я (по крайней мере я, хотя я думаю, что другие тоже) ощущал, общаясь с такими умными, смышлеными и добрыми людьми, с такими людьми, которые были близки мне по духу и по интеллекту, у нас были сходные интересы и отношение к учебе и жизни. Вот это и была главная награда на всех 100, ну а 20 особо "близких" получили еще и премию. Еще говорят, что хоть объявляли и 20 безо всяких рейтингов, при анализе использовалась четкая система рейтингов и на основе анализа набранных каждым из победителей баллов оценивался сам ВУЗ, т.е. легальность и блат при поступлении в него, так называемую "конфигурации входных ворот". Как говорила одна моя любимая преподавательница: Если ты один получил двойку, виноват ты, а если весь класс - то это школа или учитель. :) Анкета для победителей.Это был документ, который уходил в сам оргкомитет Программы, а не в Комиссию по отбору претендентов, и хотя вопросы там были именно психологические, писать надо было как в анкетах государственных органов. Я этого не понял, так как по прежнему играл в ту игру, что был отбор. Все, что я раскопал в Интернете про Потанина.О Потанинской Стипендиальной программе в Интернете мало информации. Только в новостях. А вот очень интересный сайт тех компаний, что проводила конкурсный отбор для этой Олимпиады. Я хочу еще написать о своем посещении церемонии награждения в Нижнем Новгороде, но не знаю, нужно ли это Вам. Если Вас это интересует -- пишите мне. * * *
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||